Краевое государственное бюджетное учреждение
Оператор электронного правительства Алтайского края
Заявитель имеет право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом.
Основные требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме определены Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Ст. 10 210-ФЗ):
при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться:
получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
взаимодействие органов власти и организаций, предоставляющих услуги, с целью обмена сведениями, необходимыми для предоставления услуг.
Правительство Российской Федерации вправе определить требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (эти требования утверждены постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236).
Независио от того, посредством какого портала или сайта предоставляются услуги (посредством единого портала, порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления), заявителю обеспечивается:
а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;
б) запись на прием в орган (организацию), МФЦ;
в) формирование запроса;
г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) получение результата предоставления услуги;
ж) получение сведений о ходе выполнения запроса;
з) осуществление оценки качества предоставления услуги;
и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего;
к) анкетирование заявителя (предъявление заявителю перечня вопросов и исчерпывающего перечня вариантов ответов на указанные вопросы) в целях определения варианта государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги, соответствующего признакам заявителя;
л) предъявление заявителю варианта предоставления государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги.
Заявителю в качестве результата предоставления услуги обеспечивается по его выбору возможность:
а) получения электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
б) получения информации из государственных (муниципальных) информационных систем, кроме случаев, когда в соответствии с нормативными правовыми актами такая информация требует обязательного ее подписания со стороны органа (организации) усиленной квалифицированной электронной подписью;
в) внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственных (муниципальных) информационных системах на основании информации, содержащейся в запросе и (или) прилагаемых к запросу документах, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления услуги;
г) получения с использованием единого портала электронного документа в машиночитаемом формате, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью со стороны органа (организации).
В настоящее время наиболее приоритетной и значимой задачей в части предоставления государственных и муниципальных услуг является достижение показателя «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%», внесенного в федеральный и региональный проекты «Цифровое государственное управление» согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в рамках национальной цели «Цифровая трансформация».
Для выполнения обозначенной задачи на федеральном уровне утвержден типовой перечень массовых социально значимых услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом перевод в электронный формат осуществляется централизованно путем присоединения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к единым концентраторным портальным формам заявлений на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ), разработанным Минцифры России совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти (федеральные портальные формы). Для обработки поступающих с ЕПГУ заявлений на получение государственных и муниципальных услуг используются облачная цифровая платформа обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг и сервисов («Платформа государственных сервисов», ПГС) и государственная информационная система «Единая информационная система Алтайского края предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕИС).
Для реализации поставленной задачи в Алтайском крае:
утвержден Перечень массовых социально значимых услуг, подлежащих предоставлению в электронной форме органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Алтайского края (протокол заочного заседания комиссии по цифровой трансформации основных отраслей экономики и социальной сферы Алтайского края, состоявшегося 14.11.2023 (№ 4).
проведены работы по переходу на предоставление массовых социально значимых услуг (МСЗУ) посредством федеральных портальных форм.
В связи с изложенным интерактивные портальные формы типовых услуг, разработанные на региональном уровне Алтайским краем, выведены из эксплуатации, а типовые (эталонные) карточки муниципальных услуг удалены с ЕПГУ. Соответственно, присоединение к ним не проводится.
В Алтайском крае проведены работы по подключению к МСЗУ администраций городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов, администраций сельских и поселковых советов Алтайского края.
Как подключиться к МСЗУ?
Смотрите раздел «Электронные услуги» – «МСЗУ» https://oepak.alregn.ru/euslugi/mszu/
Таким образом, МСЗУ предоставляются посредством ЕПГУ.
Е Д И Н Ы Е Т Р Е Б О В А Н И Я по переводу массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат утверждены протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 июня 2021 г. № 19.
Каковы требования к переводу других услуг, которые не реализованы на федеральном уровне?
Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2021 г. N 2280 «О размещении сведений об отдельных государственных и муниципальных услугах в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обеспечении возможности их предоставления с использованием указанной информационной системы» утверждены:
Положение о размещении сведений об отдельных государственных и муниципальных услугах в ФГИС ЕПГУ и обеспечении возможности их предоставления с использованием указанной информационной системы;
добровольный перечень - перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных услуг, предоставляемых через региональный портал государственных и муниципальных услуг, в отношении которых высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе принять решение об обеспечении возможности их предоставления через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
перечень равноценно предоставляемых услуг - перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в отношении которых должна быть обеспечена равноценная возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
Обязательный перечень - перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в связи с отсутствием возможности их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
В данном постановлении определены полномочия по переводу услуг из данных перечней Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, органов власти субъекта Российской Федерации.
Все услуги, которые субъект Российской Федерации планирует выводить на ЕПГУ должны быть разработаны с помощью Визуального конструктора услуг (ВКУ) – это автоматизированная система, состоящая из набора сервисов, отвечающих за разработку, наполнение и публикацию новых услуг на ЕПГУ.